(no subject)

Из недельной главы «Вэйэцэ».

Святая Святых.
«И пробудился Яаков ото сна…, и сказал: «Действительно, есть Б-г в Месте этом, и я не знал…». (Речь идёт о месте, избранном для Храма).
Даже от Яакова, несмотря на всю его святость, вначале была сокрыта неимоверная святость этого Места.
И только после того, как он решил возвратиться туда, и тогда само Место пришло к нему*, и после того, как он заночевал там, - только тогда он постиг невероятную святость этого Места, от которого зависит исправление всех упавших душ и исправление всех миров.
И сущность этого Исправления в том, чтобы возродить надежду в сердцах всех разбитых душ – вплоть до сегодняшнего дня. Ведь есть души, которым кажется, будто они упали настолько, что Б-г их оставил, что в их месте Он не присутствует…
Но и они должны понять и поверить, что и в их месте присутствует Всевышний – ведь весь мир наполнен Его Славой!
И, несмотря на то, что Его Присутствие скрыто от них,- даже малейшее пробуждение с их стороны дорого необычайно. И тогда они смогут найти Его Благословенного в любом месте в мире.
(Ликутэй алохот).
*См. комментарий Раши на Пятикнижие.

«Не далёк Он от тебя» (Дварим, 30).
Даже если ты погружен в нечистоту,
И даже, если ты настолько упал,
Что ниже упасть невозможно,
И даже, если кажется тебе,
Что уже невозможно вернуться к Творцу…
Против этого знай:
Даже там, где находишься ты,
Ты сможешь найти Его,
И сможешь вернуться к Нему
В совершенном раскаянии,
Так как «не далёк Он от тебя».
Только в месте твоём Он сокрыт.
(Мэшиват нэфэш).

Даже на дне преисподней возможно быть близко к Нему Благословенному.
Раби Нахман из Браслова.

(no subject)

Величие скромности.
Ангелы, навестившие Авраама, спросили его:
«Где Сара, жена твоя?» (Бэрэшит,18)
Он ответил им:
«Вот, в шатре».
Объясняют мудрецы, что мы учим отсюда о качестве скромности, присущей нашей праматери.
И еще говорят мудрецы, что Сара в своём пророчестве превосходила самого Авраама.
Но ведь и Авраам достиг огромного величия своим Служением, молитвой и самоотверженностью!
И, тем не менее, в даре пророчества Сара оказалась выше его!
И всё – в заслугу присущей ей скромности: «в шатре» дома своего.
(Из книги «Сиах сарфэй кодэш» - беседы браславских хасидов)….


Из недельной главы «Толдот».
«И вот порождения Ицхака сына Авраама. Авраам породил Ицхака».
Ицхак был первым человеком в мире, рождённым в святости.
Ведь со времени греха Адама не было в мире никого, кто бы родился
в должной святости, пока не пришёл Авраам.
Он был первым, кто начал привлекать в мир Святость Израиля.
И поэтому не случайно сказала Сара именно после рождения Ицхака:
«Веселье сотворил мне Б-г. Всякий, кто услышит (об этом) возрадуется со мной» -
Ведь действительно, именно сейчас, когда в мире родился Ицхак, все увидят и услышат чудеса Всевышнего, поскольку подобного чуда ещё не было в мире!
И поэтому сказано:
«Авраам породил Ицхака» - именно Авраам, который совершенно освятил себя в соблюдении Завета. Ведь Авраам полностью исправил свою материальную природу, подчинив её духу*.
И Тора подчёркивает, что именно Авраам породил Ицхака, т.к. насмешники поколения говорили будто от Авимэлэха забеременела Сара.
Они утверждали так, потому что не верили, что возможно зачатие ребёнка «в аспекте Авраама» - совершенно очищенное от желания наслаждений тела.
И поэтому они говорили, будто от Авимэлэха (олицетворяющего стремление к наслаждениям) забеременела Сара.
И поэтому свидетельствует Тора:
«Авраам породил Ицхака» - т.е. рождение Ицхака было в абсолютном преодолении
животного начала – в аспекте Исправления Завета.
И Ицхак, родившийся в святости, стал первым звеном в цепочке святости народа Израиля.
(Ликутэй алахот раби Натан из Браслава).

* Соблюдение завета – освящение человека через соблюдение заповедей Торы, относящихся к половой сфере. Подробнее см. брошюру «Тикун аКлали».

«И Яаков – человек цельный» -
т.е. человек истины, как сказано: «Дай истину Яакову».
Ведь именно благодаря качеству истины, смог противостоять Яаков великой тьме Эсава и темной лжи Лавана, окружавших его со всех сторон…
Но Яаков – благодаря силе своей истины – противостоял им, пока не отвоевал у Эсава первородство и благословления – основу достатка, а у Лавана – дочерей, родивших ему 12 сыновей - родоначальников колен Израиля.
И все благодаря величию истины, присущей ему.
(Ликутэй алохот).



Сегодня и ежедневно.


Раби Ури из Ясс был учеником раби Нахмана .
Когда приблизилось время его кончины, к нему пришли члены Хэвра Кадиша (погребального общества). Они стали просить его, чтобы он повторил следом за ними видуй (исповедь), как это принято.
Раби Ури отказался.
«Хвала Б-гу, - сказал он, - мы идём путём нашего святого учителя, раби Нахмана. Он наставил нас исповедоваться перед Всевышним каждый день.
И сегодня, Борух аШем, я уже это исполнил».

(no subject)

Один был Авраам…(Иехезкель 33)

Авраам служил Всевышнему только благодаря тому, что был один.
Т.е., что он думал о себе, как будто он только один на свете, и вовсе не обращал внимания на людей, отошедших от Творца, которые мешали ему, - ни на своего отца, ни на остальных препятствующих – как будто он единственный человек в целом мире.
Это имеется в виду под словами: «Один был Авраам» ().

И это относится к каждому, кто хочет войти в служение Творцу.
Поскольку невозможно ему войти в это Служение, иначе как осознав, что в мире нет никого, кроме него, как будто он – один на целом свете.
И пусть не обращает внимания ни на кого, кто ему препятствует – будь то родители, жена, дети, другие люди.
Пусть даже весь мир смеется над тобой, подстрекает тебя, препятствует твоему Служению.

Не обращай на них внимания и не смотри на них вовсе.
Только помни «Один был Авраам…» - как будто ты один на целом свете…
(Ликутэй Моаран).





Из недельной главы «Хаей Сара».
«И перешло поле и пещера, которая в нём, к Аврааму…»
И вслед за этим написано: «И Авраам вошёл в годы старости… И Всевышний
Благословил Авраама во всём».
Доброй старости и долголетия человек удостаивается главным образом благодаря
Стране Израиля, – стране Жизни, про которую говорится: «…чтобы продлились дни ваши на …на этой земле».
И поэтому именно тогда, когда Авраам приобрёл надел в земле Израиля (пещеру
Махпела), - именно тогда он полностью удостоился долголетия в святости, «И Всевышний благословил Авраама во всём» - поскольку источник всех благословлений в святости – это Страна Израиля.
(из книги «Ликутэй галахот» раби Натана из Браслава)

(no subject)

Почет
 
1).  Когда (свыше) хотят отклонить человека от служения Всевышнему, ему дают почет, чтобы тем самым прогнать его[1].
 
2). Тот, кто говорит (дурное) о праведнике, в конце концов, будет публично опозорен.
 
3). Тот, кто каждый день позорит себя перед собой, удостоится тем самым, что его имя не забывается, и люди будут называть своих детей его именем.
 
4). Чтение Тикун хацот помогает обрести почет.
 
5). Тот, благодаря кому Всевышний прославляем наверху,


[1] Речь идет о том, что по справедливости, этот человек не достоин служить Всевышнему, из-за своих провинностей. Но раби Нахман, в книге Ликутей Моаран (ч.1, урок 115) пишет, что не смотря на то, что Всевышний любит справедливость, тем не менее Он хочет приблизить человека, и как бы скрывает Себя в том препятствии, которое Он поставил человеку на пути его приближения. И если человек умный, и действительно хочет приблизиться к Нему, он заметит, что и в самом препятствии скрывается Всевышний. Причина того, что почет может отодвинуть человека от Всевышнего заключается в том, что когда человек принимает почет не подобающим образом, пользуясь им для своего удовольствия, и высокомерия, он совершает наиболее возможно падение, до такой степени, что о нем сказано: «Мерзок Г-споду всякий высокий сердцем» (Мишлей 16:5).
[2] Под понятием «грехи юности» подразумевается как правило напрасный вывод семени.

Притча

Рассказал раби Нахман как-то притчу:

Был когда-то царь, который послал своего сына в дальние страны, чтобы научиться мудрости. И вернулся потом сын, в дом своего отца - царя, наученый всем премудростям, как и подобало бы. Как то раз, приказал царь своему сыну, чтобы тот взял большой камень, как жернова, и поднял его на второй этаж его дома. Но сын, понятно, не мог поднять этот камень, поскольку тот был очень большим и тяжелым, и очень огорчился, что не может выполнить желание своего отца. Потом царь открыл ему свою желание: "Как мог ты подумать, что я скажу тебе сделать такую тяжелую вещь -  взять камень такой, какой он есть, и поднять его? С твоей большой мудростью?! Не это я имел в виду, а то, чтобы ты взял хороший молот, и раздробил камеь на мелкие кусочки! Тогда ты сможешь поднять их на второй этаж ". Подобно тому, Всевышний сказал нам, чтобы мы "подняли наше сердце на ладонях, к Б-гу на небеса", но сердце наше - каменное, и камень этот большой и тяжелый, и совершенно не возможно поднять его к Всевышнему, иначе как с помощью того, чтобы мы возьмем молот, разобьем его, и только тогда мы сможем поднять его, а молот - это слова.